Отправить заявку 8 495 776 47 58

Динамика тренинга и групповая динамика как фокусы внимания тренера

Групповая динамика и динамика тренинга - два принципиально разных феномена, характеризующие разные процессы в группе.

Довольно часто во время профессиональных обсуждений возникает путаница и недопонимание, особенно в ситуациях, когда для замены используется словосочетание "динамика в группе".

Начнем с определения терминов.

Групповая динамика - это процесс развития и изменения отношений между членами группы. Существуют разные подходы к определению стадий групповой динамики (К.Левин, Б. Такман, И. Ялом, М. Либерман и др.), но все они так или иначе отмечают то, что переход от одной стадии к другой возможен при условии, что задачи текущей стадии решены.

Динамика тренинга - это, скорее, характеристика того, насколько быстро и увлеченно группа справляется с теми или иными тренинговыми упражнениями? это характеристика активности группы? Динамика тренинга - это не термин в строгом смысле слова, т.к. за ним не стоит научного обоснования, однако, само это словосочетание достаточно распространено среди тех, кто занимается командными тренингами, и является важным параметром для отслеживания.

На площадке, где проводится командобразовательная программа, иногда можно услышать: "Так нельзя делать, иначе упадет групповая динамика" или "Что он(а) делает, видно же, что динамика падает!" Это как раз классический пример смешения или подмены терминов. В обоих случаях речь идет о динамике тренинга, а не о групповой динамике.

Групповая динамика - это процесс последовательных качественных изменений, и нет никаких временных нормативов, регламентирующих протекание каждой стадии. Поэтому нельзя сказать, что групповая динамика растет или падает.

Так, например, в присутствии авторитарного и при этом несправедливого или непредсказуемого руководителя люди будут гораздо осмотрительнее и напряженнее и стадия знакомства/формирования группы может быть очень и очень долгой. Это нормальное и адаптивное поведение для участников тренинга в таких условиях.

То есть, скорость изменений отношений в группе зависит от многих параметров и уникальна для каждой группы. Четких сроков, за которые группа должна пройти в своем развитии тот или иной этап групповой динамики не существует.

Также, не думаю, что существует какая-то оптимальная динамика тренинга или командообразовательной программы.

Хотя однажды слышала мнение одного из очень уважаемых мной тренеров, что первые три упражнения группа должна "пролетать на одном дыхании". Но это замечание касалось 2-х конкретных случаев.

Первое, когда речь идет о программах типа teamspirit, где основная цель работы: формирование некоторой позитивный истории, получение удовольствия от совместной деятельности, лучшее знакомство участников, обеспечение потребности в принадлежности и формирование чувства "Мы". В таких программах люди готовы к взаимодействию, к совместной деятельности, но при этом не готовы (нет заранее заключенного контракта) к напряженной работе по созданию команды.

Второй случай, когда участники по какой-то причине очень скованы и напряжены, и тренеру важно дать им ощущение успеха, опыт позитивных совместных переживаний, чтобы затем иметь возможность работать на более глубоком уровне.

В целом, же никакой оптимальной динамики тренинга не существует. За слишком высокой динамикой, когда группа взрослых людей ведет себя как компания сбежавших в весенний погожий день из школы подростков, или, наоборот, когда кажется, что участники предельно инертны, и время тренинга тянется бесконечно, могут стоять принципиально разные причины.

Например:

усталость; чувство голода; высокий уровень тревоги и напряжения; скрытые конфликты в группе; не понимание участниками целей тренинга или неактуальность для них этих целей; восприятие тренинга как ситуации оценки и стремление произвести хорошее впечатление, или, наоборот, минимально "засвечиваться"; длительные неудачи при прохождении какого-то упражнения и потеря веры в успех; ошибки в тренерской работе; обесценивание тренером или кем-то из руководителей или неформальных лидеров процесса тренинга или результата командной работы и т.д.

В групповой работе могут возникать кризисы, которые внешне могут проявляться как некий энергетический спад. Эти кризисы могут быть реакцией участников на ситуацию локального неуспеха при выполнении конкретного упражнения/задания. А могут быть связаны с тем, что группа не может полноценно прожить какую-то стадию групповой динамики.

Внешне обе эти ситуации похожи: и в том и в другом случае участники "бесконечно ходят по кругу". Дифференциацию можно проводить, опираясь на анализ тех задач, которые решает группа: если это задачи взаимоотношений, то речь о кризисе в групповой динамике, если это конкретные задачи планирования, исполнения и контроля, то речь идет о локальном кризисе. Иногда оба эти кризиса могут совпасть по времени.

Кризис и спад энергетики, интереса и мотивации группы не является однозначно негативным феноменом и не может рассматриваться как показатель неуспешности тренинга и тренерского непрофессионализма.

Кризисы возникают закономерно и связаны с особенностями группы. Это повод для более глубокой работы.

Локальные кризисы можно решить незначительно продлив время тренинга. Но предварительно нужно договориться с участниками и получить их согласие. Если у вас параллельно работают несколько групп и есть некий общегрупповой этап, куда участники должны прибыть одновременно, то договоренности с другими тренерами достигаются с помощью менеджера-координатора, который всегда есть на площадке, он же должен взять на себя объяснение ситуации заказчику, если это потребуется.

Кризисы, связанные с течением групповой динамики в краткосрочных 4-6-тичасовых тренингах, которые составляют львиную долю продаж в отечественном командообразовании, как правило, не возникают. За это время группы обычно не выходят за пределы первой стадии - стадии формирования (в терминологии Б. Такмана). Исключение могут представлять ситуации, когда вы работаете с сотрудниками одного подразделения, которые по специфике работы довольно тесно взаимодействуют между собой и имеют уже за плечами какую-то историю отношений - ведь групповая динамика это не какой-то феномен, который появляется специально в тренинге или в групповой терапии, это закон изменения отношений в любой малой группе. Такая группа может уже к тренингу подойти на какой-то другой стадии развития отношений, например, прийти уже на стадии конфликта или на стадии нормализации (по Б. Такману). Безусловно, в тренинге, т.к. это новые условия взаимодействия, тренер - новый и непонятный человек, группа все равно какое-то время будет заново проходить стадию формирования, решая не столько вопросы знакомства, сколько вопросы обеспечения безопасности, проверки границ, но при этом они даже за 4 часа могут перейти на следующую стадию групповой динамики.

У тренера всегда есть выбор позволить групповой динамике течь своим чередом, ускорить или замедлить ее. Принимая то или иное решение, важно понять, ради чего это делается. Конечно, продвижение группы на следующую стадию групповой динамики показатель ее развития. Но, если группа продвинется со стадии формирования к стадии конфликтов, и на этом тренинг закончится, вряд ли, это удачно. Так как при возвращении на работу людям придется как-то обходится с этими конфликтами: прилагать усилия для их игнорирования, переноса агрессии на другие объекты или решать. При отсутствии внутри компании установки на решение конфликтов и опытных модераторов, которые могли бы в этом помочь, эффект будет отнюдь не командообразовательный.

Итак, резюме.

Групповая динамика и динамика тренинга - термины, описывающие разные феномены. Оптимальной или нормативной скорости протекания групповой динамики, а также динамики тренинга не существует. В тренинге можно наблюдать снижение энергетики группы, падание интереса и мотивации. Они могут быть обусловлены широким спектром причин. И каждый раз требуют отдельного анализа со стороны тренера. Сам по себе кризис - это только повод для работы и продвижения группы. Тренерская компетентность определяется не тем, проходят у него участники тренинг на одном дыхании и с постоянно горящими глазами, а может ли он использовать, возникающие затруднения для развития группы, и видит ли четко причины происходящего, может ли увидеть свою ошибку и исправить ее. Тренер не может отпустить группу в состоянии кризиса или острого конфликта, если дальнейшей работы не предполагается.

Дарья Дмитриева